Кошки-Мышки
 
Форум сайта Кошки-Мышки
 
25 Сентября 2017, 11:33:30
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Новости:
  Сайт Кошки-мышки   Начало   Помощь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка  (Прочитано 5896 раз)
ИринаСмирнова
Любознательный

Offline Offline

Сообщений: 3


Просмотр профиля
« : 22 Июня 2013, 08:33:26 »

Смирнова Ирина Викторовна, воспитатель МБДОУ д/с комбинированного вида №60 "Заинька".
Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью, знаниями, он учится эмоциям. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные эмоциональные состояния: радость, забота, жадность, зависть, равнодушие. Очевидно ли богатство внутреннего мира родителей ребенку, видит ли родитель эмоциональные состояния своего малыша, умеет ли объяснить их ,помочь пережить справиться либо оберегает от любых печалей — все это имеет прямое отношение к эмоциональному развитию ребенка.
Мать, не способна вынести малейшее страдание ребенка, каждый раз заслоняющая от него свое чадо, лишает малыша полезного огорчения, шанса научиться погоревать, отгоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.
Задача родителей в развитии эмоциональной сферы детей:
1-   помочь ребенку осознать чувства, понимать свое эмоциональное состояние;
2-   учить справляться с ними.
Для этого родитель должен развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства и называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувства ( зол, сердит, раздосадован, расстроен, огорчен и т. п .)
Обучение распознаванию чувств и эмоций следует начинать с того, что:
•   признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств ( вербальное, телесное ); однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций, например:
“Ты вправе сердиться на сестренку ,но ударить ее я тебе не разрешаю
•   обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения щель такой беседы - познавательная (например: “Что чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчен? Что он сделал потом?”);
•   обсуждая с ребенком его чувства ;не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним (“ Ты злишься оттого ,что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку “) ;
•   предлагать ребенку различные способы ,помогающие ему взять себя в руки - вербальные физические зрительные творческие и др. (“ Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?” ) часто все, что требуется ребенку -это понять охватившее его чувство. Предлагать ребенку варианты, и пусть он сам выбирает наиболее действенный.
В этой работе необходимо быть последовательным и помнить, что одни
ситуации разрешаются быстро, а другие требуют времени и
терпения. Главное — не терять из виду цель, которую вы ставите перед
ребенком и перед собой, обязательно отмечая успехи ребенка.
С 6 месяцев до 3 лет ребенок выбирает линию поведения в жизни : будет это открытый, раскованный путь познания и доверия миру, либо замкнутый, зажатый, если ребенок не получил от близкого взрослого поддержки ,ласки, испугавшись при обследовании мира , или его взрослые ограничили. Детская безответственность есть необходимость. Однако родителей это обстоятельство часто выводит из себя. Но их задача - направлять ребенка в сторону развития ответственности ,соразмерной возрасту, это требует терпения и ласки .
Еще одна проблема эмоционально - волевого развития - детское своеволие. Волевой протест - ребенок не просто забыл что-то сделать, а он смотрит в глаза и словно говорит:”  Я знаю чего ты от меня хочешь, но не сделаю, Так что ты мне сделаешь?” По сути, это вызов авторитету взрослого, потому что ребенку очень важно знать соотношение сил в мире, знать, кто сильнее, и знать границы своего поведения . Очень важно вовремя заметить этот вызов и правильно на него отреагировать: меры применяются не потому ,что ребенок поступает безответственно ,а потому ,что нарушает сознательно правил , которые знает хорошо .Родитель должен сформировать волю ребенка и в то же время подчинить своему любящему руководству. Важно запомнить, что своевольный ребенок имеет большой потенциал для личностного развития, для достижения успехов в жизни.
До середины XX столетия исследователи соглашались с существованием пропасти между логическим мышлением ( “надо”, “должен” ) и чувствами (“ хочу”). В 50-е годы XX века психологи обнаружили, что это различие связано с работой двух полушарий головного мозга ,между которыми существует своеобразное распределение функций: левое отвечает за логическое , строгое мышление, правое — за творческое, чувственное познание мира. Позднее ученые пришли к выводу, что существует различие в реакции мальчиков и девочек на оценку их деятельности.
Так, для мальчиков очень важно, ЧТО конкретно оценивается в их поведении ,а для девочек - КТО их оценивает и КАК. Например ,мальчику требуется излагать кратко и точно , чем вы не довольны, так как его мозг не может удерживать долго эмоциональное напряжение и как бы “ отключает” слуховой канал : ребенок перестает вас слышать и слушать. Мальчик может не реагировать на фразу”Я тобой не доволен “.Она лишена для него смысла ,он обязательно должен знать ,чем вы недовольны , и как бы вновь проиграть в памяти свои действия.
Девочкам нельзя сразу сказать слово “плохо” ( свое отношение ) ,так как бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают, что именно плохо в ее действиях и что надо изменить .
Если взрослый не учтет этих различий, то его замечание просто не будет услышано!
Сработают механизмы сенсорной защиты , мозг ребенка еще незрел, и поэтому он “отключается” от бесполезных для него влияний, в частности слов взрослого. Постепенно это может сложиться в привычку вообще не слышать, что говорит взрослый .
Негативные тона воспитания (например, замечания, одергивания, критика, неодобрение и т. д. )задерживают развитие. Детям нужен позитивный настрой и положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых.
Если в общении детей и родителей много запретов и наказаний, ребенок может почувствовать, что к нему становятся невнимательны, что общаются с ними только тогда, когда он сделает что-нибудь неверно. В этом случае ребенок будет обязательно стараться делать все вопреки запретам.
Самостоятельное поведение ребенка не всегда удобно для взрослых. Однако несамостоятельное поведение оборачивается в дальнейшем зависимостью от множества обстоятельств, настроения окружения и своего собственного ,ежедневной текучки .
Независимость и “само - стояние” есть возможность позиции “на том стою”. Несамостоятельный ребенок не умеет принимать помощь окружающих, а если и принимает ее ,то не с позиции сотрудничества , а как иждивенец .
Самостоятельность - мера независимости человека и от влияния природных сил ,и от влияния требований мира социального ,которому иногда тоже полезно противостоять.
Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда от родителей и воспитателей
Записан
Ameli
Опытный
*
Offline Offline

Сообщений: 196



Просмотр профиля
« Ответ #1 : 22 Июня 2013, 10:44:47 »

Самостоятельное поведение ребенка не всегда удобно для взрослых. Однако несамостоятельное поведение оборачивается в дальнейшем зависимостью от множества обстоятельств, настроения окружения и своего собственного ,ежедневной текучки .
Независимость и “само - стояние” есть возможность позиции “на том стою”. Несамостоятельный ребенок не умеет принимать помощь окружающих, а если и принимает ее ,то не с позиции сотрудничества , а как иждивенец .


Да, многие до школы сами одевают ребенка, убирают за ним и моют его посуду, а потом хотят, чтобы он хорошо учился. А бедняга из-за такого воспитания так и не научился делать над собой никаких усилий и, как только натыкается на что-то трудное, сразу сдается.
Записан
Катя
Знаток
**
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 322


Скучать скучно


Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : 23 Июня 2013, 07:45:04 »

Спасибо! Очень интересная и полезная статья.
Записан

Ничто не слишком
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  



Google последней посетил эту страницу 11 Сентября 2017, 21:41:34
Rambler's Top100