Кошки-Мышки
 
Форум сайта Кошки-Мышки
 
21 Августа 2017, 21:25:41
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Новости:
  Сайт Кошки-мышки   Начало   Помощь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Совместное сочинение сказок - отличное развивающее занятие  (Прочитано 19280 раз)
Алиса
Опытный
*
Offline Offline

Сообщений: 291



Просмотр профиля
« : 27 Сентября 2011, 05:18:51 »

Решили мы с сыном на конкурс совместную сказку сочинить. Он еще мал, чтобы все самому сочинять, но занятие ему это понравилось. Выбрал он персонаж и разные действия и события с ним, но причинно-следственная часть явно хромала. Тогда я стала наводящие вопросы задавать:
- Почему он пошел именно туда?
- Почему его спасло именно это? Может ли вообще это его спасти?
- Зачем он это сделал?
И т.д. ...
Потом я предложила ему сочинить новую сказку самостоятельно и рассказать мне, чтобы я могла ее записать. На этот раз мой мальчик сам стал себе эти вопросы задавать и сам на них отвечать. Мы с мужем были поражены. Правда, сюжет все еще скачет, но во многих местах логика событий вполне прослеживается, а сын, видя наше внимание, еще одну сказку сочинить хочет. Улыбающаяся
Записан
Катя
Знаток
**
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 322


Скучать скучно


Просмотр профиля Email
« Ответ #1 : 27 Сентября 2011, 14:23:27 »

Мы тоже пытались сочинять, не для конкурса - для себя. Было весело и, действитьльно, не совсем последовательно. Надо бы попробовать с наводящими вопросами.
Записан

Ничто не слишком
Асик
Знаток
**
Offline Offline

Сообщений: 484



Просмотр профиля
« Ответ #2 : 02 Октября 2011, 11:54:32 »

До школы мы с сыном много сказок вместе сочиняли и обсуждали почему действие дальше должно пойти именно по этому сценарию. Сейчас он во втором классе и самостоятельно может написать любое из коротеньких сочинений, которые им в школе уже задают.
Записан

Отсутствие трудностей нас не пугает
Алиса
Опытный
*
Offline Offline

Сообщений: 291



Просмотр профиля
« Ответ #3 : 03 Октября 2011, 06:49:50 »

Нашла интересную статью, мне она подсказала много новых идей:

Как писать книги. Грамматика фантазии Джанни Родари.

Кто из нас не мнил себя новым Рональдом Толкиеном или новой Джоан Роулинг? Кто в тайне не думал, что мог бы замечательно и красочно написать книгу - например, о приключениях мальчика-луковки?

Далеко не все знают, что папа Чиполлино, итальянский писатель Джани Родари, написал "Грамматику фантазии, или введение в искусство придумывания историй". Это своеобразное пособие для тех, кто жаждет развивать воображение и придумывать необычные истории. Писатель предлагает множество советов и приемов для создания своей книги. Вот некоторые из них.

Бином фантазии.
Литературовед Виктор Шкловский заметил эффект "отстранения" в произведенииях Льва Николаевича Толстого - писатель мог писать о предмете словами, которые употребил бы человек, никогда не видевший этот предмет и не знавший, что это, собственно, такое. Вот и нам нужно освободить слово от его повседневного значения.
Джанни Родари приводит пример со словами "пес" и "шкаф", непривычно меняя падежи и комбинируя эти слова: пес со шкафом, шкаф пса и так далее.

Пробуем сами. Возьмем слова "кошка" и "птичка":
кошка с птичкой
птичкина кошка
птичка на кошке и т.д.
Вот и возможная основа для будущего рассказа:
1) Кошка играет с птичкой. Они могут быть врагами и наоборот, кошка может выступить в качестве защитника для своего маленького друга.
2) Птичка решила приобрести домашнее животное, и ее выбор пал на кошку. Кошка может быть и настоящей, и волшебной, может быть маленькой - специально для птиц.
3) Птичка решила путешествовать и охотно согласилась воспользоваться услугами кошкомобиля.
Подвергнув любую идею обработке, можно получить впечатляющий результат.

Фантастическая гипотеза или Что было бы, если…
"Гипотеза подобна сети: забрось ее, и, рано или поздно, что-нибудь да выловишь", - писал немецкий поэт-романтик Новалис.
Именно этого принципа придерживался и Родари. Пожалуй, отличным примером может послужить рассказ Франца Кафки "Превращение", где молодой человек Грегор Замза проснулся и "обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое". Пробуем придумать что-то похожее, отвечая на вопрос что было бы, если…":
Что было бы, если у людей были жабры?
Что было бы, если у всех было по миллиону долларов?
Что было бы, если бы не родился Эйнштейн? и т.д.
Если фантазия отказывает, послушайте детей, они ведь известные почемучки и обожают каверзные вопросы.

Творческая ошибка.
Если у вас хромает правописание, это может иногда сыграть на руку.
Родари писал: "Если, отстукивая на машинке статью, мне случается написать "Лампония" (lampone - малина) вместо "Лаппония" (Лапландия), передо мной возникает новая, душистая и лесистая страна…".
Например, написав "бегемот съел плоТ" вместо плоД, мы поменяем и характер этого самого бегемота: из хорошего, травоядного, животного, он превращается в злобного и коварного. Или "у дома было много пороКов" вместо пороГов - получается страшилка про привидения.

Создание лимерика.
Лимерик - это вовсе не животное, а шуточные пятистишия пятистишия, получившие распространения примерно с середины 18 века.
Схема построения лимерика такова:
1 строчка - герой;
2 строчка - характеристика героя;
3 и 4строчки - действие героя, либо по отношению к нему;
5 строчка - вывод, результат, либо повтор первой строки.

Разберем, например, лимерик, корни которого в английском фольклоре:
"Один старичок из Тобаго (герой - старичок из Тобаго)
Ел только овсянку и саго (характеристика - он ел только овсянку и саго).
К врачу он попал (действие - попал к врачу),
А тот закричал: (действие - врач закричал)
"Баранину ешь, доходяга!" (вывод).

Создание лимерика занятие не из простых, но, как говорится уже в русской пословице, "без труда не выловишь и рыбки из пруда".

Сказки "наизнанку".
Это довольно часто употребляемый метод создания новой сказки. Возьмем всем известную "Спящая красавица" братьев Гримм. Мы точно знаем, что Белоснежка была милой и доброй девушкой, а ее мачеха - деспотичной и чрезвычайно вредной мадам. Однако ваша сказка - это только ваша сказка, поэтому возможен другой вариант: мачеха кроткая и замечательная, а Белоснежка - жадина и вредина, постоянно третирует сестер. Или ей, например, не приглянулся принц, и она отвергла влюбленного юношу.
Кстати, Кори Эдвардс и Тодд Эдвардс, режиссеры мультфильма "Правдивая история Красной Шапки", видимо, воспользовались именно этим способом, делая из робкой девчушки боевую и решительную дамочку.

А что было потом?
Читая или рассказывая сказку, часто возникает вопрос: "А что же было дальше?". Ответом может стать ваша сказка.
Возьмем ту же Белоснежку. После свадьбы все было бы хорошо, если бы девушка не переселила в замок принца всех гномов и других существ из леса. На первых порах принц еще был готов мириться со странностями жены, но со временем начал скандалить и бить посуду.
Другой вариант: Белоснежка постоянно готовит, убирает, не следит за собой; принцу скучно, но у них есть привлекательная соседка. Поэтому Белоснежке придется еще раз побороться за женское счастье.

Карты Проппа.
Известный русский филолог В. Я. Пропп в свое время проанализировал структуру многих русских народных сказок и пришел к выводу, что большинство из них построены по одной конструкции, в основе которой лежат действия (функции) героев. В систему Пропп заключил 31 пункт, и каждый пункт - это какое-то действие.
Джанни Родари предложил использовать систему Проппа в качестве отдельной методики, сократив число пунктов до 20. Друзья-художники итальянца изготовили на их основе 20 карт.
А вот пример использования карточной методики для сказки "Царевна-лягушка":
1) предписание или запрет (царь сказал, что сыновьям нужно подумать о невестах)
2) нарушение или действие (Ивану-царевичу достается лягушка)
3) вредительство или недостача (Иван-царевич сжигает лягушачью шкурку)
4) отъезд героя (на поиски Василисы за тридевять земель)
5) задача (найти свою любимую)
6) встреча с дарителем (встреча с старичком)
7) волшебные дары (волшебный клубок, который вел Ивана по правильному пути)
8) появление героя (Баба-Яга)
9) сверхъестественные свойства антагониста (рассказ Яги, как убить Кощея)
10) борьба (поиск сундука со смертью Кощея)
11) победа (Иван отломил кончик иглы, в которой была смерть Кощея)
12) возвращение;
13) прибытие домой;
14) ложный герой;
15) трудные испытания (поиск Василисы в палатах Кощея)
16) беда ликвидируется (Иван находит свою любимую)
17) узнавание героя;
18) ложный герой изобличается;
19) наказание антагониста (смерть Кощея)
20) свадьба (свадьба Василисы и Ивана).

Довольно удобно создавать истории по проверенному временем плану, тем более что он вариативный. Сделайте карты сами, пусть у вас будет свой карточный набор. Перетасовывайте карты, раскладывайте в нужном для вас порядке, или следуйте строгому стандартному порядку. Тренируйте свою фантазию.

Материал для персонажа.
В книге Джанни Родари человечек сделан из стекла, и вот что получается: "Стекло прозрачно. Стеклянный человек прозрачен. Можно читать его мысли" или "Стекло хрупкое. Раз так, то, значит, дом стеклянного человека должен быть весь обит чем-нибудь мягким. Тротуары будут застелены матрацами. Рукопожатия отменены. Тяжелые работы - тоже. Врачом в подлинном смысле этого слова будет не медик, а стеклодув" и так далее.

Мы возьмем человека из бумаги. Он может быть настоящим путешественником - передвигаться с помощью попутного ветра. Сюда же добавим его способность складываться в кораблик или самолетик. Но однажды он может повстречать чернильного человечка. Таким образом, приключения бумажного человечка только начинаются.
Делаем вывод: после изучения особенности какого-либо материала, вырисовывается шаблон для интересного рассказа.

Марионетки и сказочные персонажи.
Марионе Дольчи некогда писал: "Эти театрики сыграли величайшую роль в формировании народной культуры; просматривая названия пьес, поражаешься, до чего богат был их репертуар, исполнявшийся вплоть до начала XX века, и как полно в нем отражались самые разнообразные запросы: тут были и пьесы на библейские темы, и пьесы с мифологическими сюжетами, и сокращенные варианты знаменитых драматических спектаклей, и инсценировки всемирно известных литературных произведений, исторические пьесы, комедии социально-политического содержания, остро полемические, антиклерикальные, злободневные..."

Персонажи сказок и рассказов те же марионетки, вот только ниточки к ним тянутся в вашем воображении. Управляйте своими героями, дарите волшебство и им, и вашим будущим читателям. И пусть мудрая книга великого Джанни Родари станет хорошим помощником.

    Александра Радунцева
    © Твой Мир

Записан
Jun
Опытный
*
Offline Offline

Сообщений: 230



Просмотр профиля
« Ответ #4 : 04 Октября 2011, 06:47:38 »

Замечательная статья, будем использовать. Улыбающаяся
Записан
Женя
Знаток
**
Offline Offline

Сообщений: 1247



Просмотр профиля
« Ответ #5 : 05 Октября 2011, 15:25:29 »

Да, хорошая статья. Мы тоже иногда, описывая совершенно обыденное событие, заменяем людей на животных или вещи и получается сказка.
Записан

жить в свое удовольствие - не значит жить для себя
Валентина
Знаток
**
Offline Offline

Сообщений: 607



Просмотр профиля
« Ответ #6 : 08 Октября 2011, 14:56:20 »

      Няня Марина и Оля сочинили сказку. 
                           Она называется "Сказка про каляку - маляку".
      Жила - была каляка - маляка. она любила рисовать на бумаге, а также любила рисовать на стенах, на двери, на кровати, даже на потолке. И вот каляка - маляка легла спать на свою грязную кровать. В это время в гости к ней пришла её подружка тряпка. И начала всё обтирать и стала ждать, когда каляка - маляка проснётся. Как только каляка - маляка проснулась, тряпка ей говорит:"Каляка - маляка, ты уже большая, тебе уже нужно рисовать на больших листах. Ты художник." Каляка - маляка подумала - подумала и решила, что она и вправду большая и умеет рисовать. А ведь те, кто умеют рисовать, рисуют на бумаге.
Записан
Анна Сергеевна
Модератор
Мастер
***
Offline Offline

Сообщений: 1953



Просмотр профиля Email
« Ответ #7 : 08 Октября 2011, 17:54:25 »

Хорошее начало. Теперь можно сочинить еще одну сказку, на конкурс. Конечно, она должна быть побольше, и сочинять ее , возможно, придется не один вечер, но зато отличная возможность выразить себя.
Записан

недоброжелательные люди не бывают счастливыми
Алиса
Опытный
*
Offline Offline

Сообщений: 291



Просмотр профиля
« Ответ #8 : 25 Октября 2011, 09:07:37 »

Сегодня у нас получилась очень смешная сказка, но сочиняли мы ее всей семьей с бабушкой и дедушкой методом мозгового штурма. Все были заняты своими делами, и вдруг я сказала, что хочу придумать сказку про цыпленка, который не хотел учиться читать, а потом захотел, но никак не придумаю, почему он вдруг передумал, и почему ему другие звери захотели помочь. Все стали мне помогать, и у каждого оказалась своя оригинальная версия того или иного события. Егорка тоже не отставал от остальных и все время генерировал идеи. В результате получилась веселая сказка с неожиданным сюжетом и к тому же, мы все почувствовали, что мы близкие люди. Улыбающаяся
Записан
Miranda
Опытный
*
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 73


Все уже когда-то случалось


Просмотр профиля
« Ответ #9 : 29 Октября 2011, 10:47:22 »

Стали придумывать сказки, но сыну сейчас нравятся только положительных герои. Однако положительные истории получаются скучными. Кто-нибудь пробовал сделать положительного героя интересным? Подмигивающая
Записан

Кто понял жизнь, тот не торопится
Женя
Знаток
**
Offline Offline

Сообщений: 1247



Просмотр профиля
« Ответ #10 : 29 Октября 2011, 10:53:34 »

Да, сложновато.  Улыбающаяся Даже фильмы с положительными героями достаточно скучные, но можно бороться с трудностями введя условного "чертенка", который все портит и мешает, тогда сюжет станет намного веселее.
Записан

жить в свое удовольствие - не значит жить для себя
Катя
Знаток
**
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 322


Скучать скучно


Просмотр профиля Email
« Ответ #11 : 31 Января 2012, 15:35:06 »

Стали придумывать сказки, но сыну сейчас нравятся только положительных герои. Однако положительные истории получаются скучными. Кто-нибудь пробовал сделать положительного героя интересным? Подмигивающая

 
Не вижу проблем научить положительного героя бороться с кем-то отрицательным, кроме того нехорошего героя всегда можно перевоспитать для пущей положительности. Мы с дочкой обычно так и поступаем. Улыбающаяся
Записан

Ничто не слишком
Ameli
Опытный
*
Offline Offline

Сообщений: 196



Просмотр профиля
« Ответ #12 : 12 Апреля 2013, 06:40:37 »

Мой сын отличные фантастические истории для себя сочиняет, а те сочинения, что ему в школе задают, у него не получаются. Что делать?
Записан
stasya
Опытный
*
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 52



Просмотр профиля
« Ответ #13 : 26 Мая 2013, 19:39:39 »

Спасибо за статью. Напомнили снова. Сказки сочиняем, но редко! А ведь это такое хорошее занятие!
Записан
Женя
Знаток
**
Offline Offline

Сообщений: 1247



Просмотр профиля
« Ответ #14 : 22 Сентября 2013, 05:38:31 »

Мой сын отличные фантастические истории для себя сочиняет, а те сочинения, что ему в школе задают, у него не получаются. Что делать?

Продолжать сочинять то что ему нравится и попытаться помочь ему дорасти до школьных сочинений. Приучить выделять главное, продумывать план и сравнивать характеры героев. Объяснить, что внешний вид часто отражает характер и поиграть в это. Например, каков характер у героя в мятых брюках и ботинках с развязавшимися шнурками?
Записан

жить в свое удовольствие - не значит жить для себя
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  



Google последней посетил эту страницу 31 Июля 2017, 21:49:51
Rambler's Top100